doktorredko (doktorredko) wrote,
doktorredko
doktorredko

Размышления о счастье


Здравствуйте!
Российская Федерация стремительно уступает свои приоритеты по основному своему социально-экономическому ресурсу – УРОВНЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (ЧК). Ни газ, ни нефть, ни лес и пресная вода, а именно ЧК еще недавно был главным богатством нашей страны.
ЧК – это совокупность знаний, умений, навыков, здоровья, характера, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
С недавнего времени, стараниями нескольких ученых, в том числе проф. А.И. Юрьева, на работы которого я опираюсь в этом реферате, это понятие появилось и в психологической науке, но как результат перехода от индивидуального психологического тестирования и систем профотбора к массовому психологическому тестированию людей, которым предстоит жить и работать в изменяемых общественно-экономических условиях. Такое массовое тестирование стало возможным на основе концепции системного описания психологии человека проф. В.А. Ганзена, и опыта применения этой концепции в массовых исследованиях во время политических кампаний последних 20 лет. То есть здесь рассматривается некая секвестрация понятия ЧК и рассматривается только его психологический аспект, оставляя остальные составляющие (вложения в здоровье, образование, социализацию и инфраструктурную адаптацию) на рассмотрение специалистов других профилей.
Главными составляющими ЧК остаются знания, умения и навыки получения интегральных индикаторов на базе минимального их количества и измеряемых параметров.

СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИКАТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Психологическое измерение человеческого капитала появилось как развитие психодиагностических методов профессионального отбора, построенных на теоретических концепциях ленинградской психологической школы (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Г.В. Суходольский).
Основу этого метода образует СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА проф. В.А. Ганзена.
В последующих работах происходило последовательное развитие их идей, начиная от философских и физических категорий сущности человека до категорий его
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ,
РАБОТОСПОСОБНОСТИ,
СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ,
СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ,
СПОСОБНОСТИ К ДУХОВНОМУ РОСТУ,
СПОСОБНОСТИ ВОСПРИНИМАТЬ ИННОВАЦИИ,
СПОСОБНОСТИ К ВЕРЕ,
СПОСОБНОСТИ К ЛЮБВИ,
СПОСОБНОСТИ К СЧАСТЬЮ.
Сами по себе психические процессы, особенности и свойства, состояния, приведенные в описании В.А. Ганзена – только лишь психические механизмы, характерные для любого человека: здорового или нездорового, образованного или необразованного, счастливого или несчастливого – они не имеют содержания. Дифференциация людей начинается с наполнения содержанием механизмов
ПАМЯТИ,
МЫШЛЕНИЯ,
ХАРАКТЕРА,
ВЕРЫ,
ВОЛИ,
ВЫНОСЛИВОСТИ,
СИЛЫ,
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ,
РЕШИМОСТИ,
ОТВАГИ,
ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ,
ВИМАНИЯ,
БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ,
УРАНОВЕШЕННОСТИ,
ОПТИМИЗМА,
УСТОЙЧИВОСТИ,
МУЖЕСТВА,
СОСТРАДАТЕЛЬНОГО МИЛОСЕРДИЯ,
ЗДОРОВОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА.

Интегральным показателем «человеческого состояния» является «МЕРА СЧАСТЬЯ» каждого человека, которое обнаруживается в переживании им ПОЛНОТЫ БЫТИЯ НА ОСНОВЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Академик Б.Г. Ананьев в 1945 сформулировал, что основой ЧК является совокупность четырех психологических качеств:
1. Совокупность параметров ИНДИВИДА интерпретируется, как показатель жизнеспособности человека.
2. Совокупность параметров СУБЪЕКТА интерпретируется как показатель работоспособности человека.
3. Совокупность параметров ЛИЧНОСТИ интерпретируется как способность к экономико-политическим инновациям человека
4. Совокупность параметров ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ интерпретируется как способность человека к обучению.

1. Индивид характеризуется (ВРЕМЯ):
ПОЛОМ,
НЕЙРОДИНАМИКОЙ,
ВОЗРАСТОМ,
КОНСТИТУЦИЕЙ.

2. Субъекта определяют энергетические характеристики:
ВОЛЯ,
МЫШЛЕНИЕ,
АФФЕКТ,
ПЕРЦЕПЦИЯ.

3. Личность характеризуют (ПРОСТРАНСТВО):
НАПРАВЛЕННОСТЬ,
СПОСОБНОСТИ,
ХАРАКТЕР,
ТЕМПЕРАМЕНТ.

4. Индивидуальность определяют (ИНФОРМАЦИЯ):
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ,
ОПЫТ,
ПРОДУКТИВНОСТЬ.

Человек совершенно счастлив, если самоосуществляются все 16 переменных его психики. Например, должны самоосуществиться его мышление, или воля, или опыт в форме признания, принятия, применения его достижений в профессиональной, в общественной, в личной жизни. В этом случае продукты его ума, воли, характера в виде изобретений, произведений, достижений в труде, в личных отношениях обретают потребительную стоимость: их покупают, принимают в дар, ими пользуются, за них благодарят и т.д. Человек счастлив – он понят, принят, признан.
Но человек несчастлив, если по внутренним или внешним причинам, часть переменных не самоосуществляются. Внутренние причины – или отсутствие содержания, которое должно самоосуществиться (он необразован, невоспитан, неумел, неактивен). Или есть внутренние психологические барьеры, препятствующие самоосуществлению: застенчивость, скромность, неадекватность поведения. Внешние причины – это непринятие людьми самоосуществляющегося содержания некоторых из 16 переменных психики человека в форме, например, отказа в работе, публикации, любви и т.п. Или это прямой запрет на такое самоосуществление в форме, например, тюремного заключения, изгнания, и т.п. Государство в зависимости от своих целей или облегчает, или затрудняет самоосуществление индивидных свойств человека (нейродинамика, половые, возрастные, конституция), субъектных свойств (воля, мышление, аффект, перцепция), его личностных свойств (направленность, способности, темперамент, характер), свойств его индивидуальности (опыт, индивидуальная история, продуктивность, особенности).
В психологии счастье – это ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОБЪЕКТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКИ НА ЕГО СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ.
Например, политика делает людей несчастными, объявляя войну, т.е. отрывая человека от любимых людей, перспективной работы, увлекательных замыслов, комфортного окружения. Или общество наказывает виновного человека заключением в тюрьму, фактически – это наказание «невозможностью самоосуществиться», а значит «сокращением переживания полноты бытия», а значит – «несчастьем». Адекватная политика за счет расширения личностных, экономических, политических свобод создает условия для САМОРЕАЛИЗАЦИИ человека такого масштаба, что у него нарастает переживание полноты бытия, т.е. – счастья.
Любая психологическая работа с человеком, будь то в сфере клинической психологии, педагогической или психологии труда, неизбежно сталкивается с «несамоосуществившейся психической функцией», которая и делает человека пациентом, клиентом, консультируемым, обучаемым и т.п. И любая психологическая коррекция клиента заключается в обнаружении «несамоосуществившейся функции» и создании психологом условий для ее самоосуществления. Но главной проблемой для САМОРЕАЛИЗАЦИИ человека является... ПОЛИТИКА – она решает кому, где, как жить, чем заниматься.
Если политика манипулирует ощущением полноты бытия за счет сокращения или увеличения свобод, то она и порождает политического человека, который хочет быть счастливым, но ощущение полноты бытия, т.е. счастье, находится в компетенции власти.
В этом и состоит главная тайна политической психологии.
Категория счастья, к сожалению, является мало исследованной психологической и экономической реальностью.
Главным в проблеме счастья является то, что оно играет роль аккумулятора, который «дает искру» для активности, труда, работы, деятельности.
Именно СЧАСТЬЕ обеспечивает то, что психологи именуют «подъемом жизненных и творческих сил». Несчастье делает человека уязвимым для болезней, психических отклонений, уныния, депрессии, вытеснения из общества, вызывает серию аутопатогений (медленное самоубийство: курение, алкоголизм, наркомания, булимия, шопоголизм, игромания, экстрим, промискуитет...)
Счастье – труднодостижимое переживание. Не все его достигли, и поэтому многие отрицают то, чего не достигли и не пережили. Не достигли потому, что счастье можно пережить только в момент наивысшего напряжения всех сил личности: в труде, в бою, в поиске истины, в интимной жизни. Счастье возможно только при наличии у человека объекта, ради которого он готов на запредельное напряжение ума, мышц, воли, терпения. «ЗАЧЕМ ЖИТЬ, ЕСЛИ НЕ ЗА ЧТО УМИРАТЬ?»
Те, кто избегают предельного напряжения, переживания счастья никогда не испытают. Только счастливый человек готов жертвовать жизнью, терпеть невыносимую боль, отказываться от наслаждения ради источника своего счастья. Все достижения, все подвиги совершили счастливые люди: Святые мученики и герои шли на муки и смерть ради веры, Родины или открывшейся им истины. Родители без колебания всегда отдавали жизнь, защищая своих детей. Наверное, это имел ввиду И.С. Тургенев, когда писал: «Хочешь быть счастливым? Научись сперва страдать».
Известно, что счастьем нельзя владеть – оно обязательно предмет для передачи, и у него нет другого предназначения. Человек счастлив лишь в тот момент, когда он передает другому человеку свое переживание счастья, которое он испытывает. Счастливый человек всегда сожалеет, что другой человек не может разделить с ним наслаждения от созерцания необыкновенного пейзажа, высоты полета, вида глубин океана, проникновения в тайну природы, восторга от победы в поединке и т.п. Человек, ощутивший наслаждение от чего-либо, немедленно утрачивает его, если не имеет возможности поделиться им с другим человеком.
Известно, что счастье, превращенное в удовольствие, теряет свой смысл и свою силу. Еще Ст. де Буфле писал, что удовольствие – это счастье глупцов.
Сенека предупреждал, что чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься. Спинозе принадлежит мысль, что счастье – это не награда за добродетель, а сама добродетель.
Но счастье – это интегральный показатель эффективного состояния человека, которое формируется четырьмя дифференциальными переживаниями:
а) индивид, когда он испытывает любовь;
б) субъект – когда он создает своим трудом потребительную стоимость;
в) личность – когда он обладает верой в истинность стратегии своей жизни,
г) индивидуальность, когда он обладает надеждой, выстраданной им в интеллектуальных поисках.
Поэтому политика манипулирует не напрямую переживанием счастья, а косвенно, через:
* нагнетание любви или ненависти (обобщенный показатель самоосуществления индивида),
* возможность трудиться или лишение работы (обобщенный показатель самоосуществления субъекта),
* укрепление веры людей в человека и общество или ее уничтожение (обобщенный показатель самоосуществления личности),
* формирование у человека надежды на лучшее будущее или ее разрушение (обобщенный показатель самоосуществления индивидуальности).

ЛЮБОВЬ – государственный ресурс, потому что только она дает человеку бесстрашие в войне, неутомимость в труде, изобретательность в науке, стойкое продолжение своего рода.
Фундаментальность любви прекрасно показана в 1-м Послании Св. Павла коринфянам. Им сказаны удивительные слова:
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2ЕСЛИ ИМЕЮ ДАР ПРОРОЧЕСТВА И ЗНАЮ ВСЕ ТАЙНЫ, И ИМЕЮ ВСЯКОЕ ПОЗНАНИЕ И ВСЮ ВЕРУ, ТАК ЧТО МОГУ И ГОРЫ ПЕРЕСТАВЛЯТЬ, А НЕ ИМЕЮ ЛЮБВИ, ТО Я НИЧТО!
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6не радуется неправде, а сорадуется истине;
7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
...
13А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше
Очевидно, что неисполнение только одного условия, перечисленного Св. Павлом, превращает любовь в пустое слово, в ложь, в свою противоположность – в ненависть.
В.Г. Лейбниц утверждал, что любовь – это склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека. Или склонность соединять благо другого человека с нашим собственным благом. В своем письме Мальбраншу, он писал: «Быть справедливым, значит быть милосердным, но так, чтобы это согласовывалось с мудростью. Мудрость есть знание о высшем благе. Милосердие – это всеобъемлющее благорасположение. Благорасположение – это привычка любить». (12-13.03.1699). Понимание смысла такого высказывания – экзаменационный вопрос для политика, намеренного повлиять на политическое поведение масс людей.

Другим, не менее грандиозным, но очень тонким инструментом политики, является
ВЕРА (самоосуществление личности). Политика или разрушает веру человека во что-то, или созидает ее, как основу его жизни. Это чрезвычайно важно, потому что человек живет только до момента (!), когда он верит в нечто: в Бога, в другого человека, в идею, в обстоятельства, в судьбу и т.д. Причем нравственный человек в своей жизни всегда имеет духовную иерархию степени веры, которая никогда не меняется от конъюнктуры или обстоятельств.
Человека опознают как личность издалека не по одежде, а по особой уверенной стати, динамике движения, которую ему придает вера, определяющая силу и влияние его личности.
Именно вера обнаруживается за каждым словом, движением, поступком личности.
Значение веры для политики известно со времен богословских споров. Содержание богословских дискуссий были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни, и какие механизмы задействовать в политической жизни. Согласно христианству, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления – уже факт веры, дающей ему душевные силы. С.Н. Булгаков писал, что то, во что можно верить, нельзя знать, оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению В.С. Соловьева, кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н. Трубецкой утверждал, что, вера, – как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается, по его словам, в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры, как способа изжития противоречий, наиболее кратко воплощено в августиновском изречении «верую, чтобы понимать» (credo ut intelligam). Споры о тайне рождения сына Божия – это споры о самом человеке и его месте в мире. Побеждает политик, сильнейший в области психологии веры.

Третьим психологическим феноменом, который использует политика, является
НАДЕЖДА (самоосуществление индивидуальности). Обыкновенно говорят, что надежда – это ожидание осуществления чего-то радостного, благоприятного. Однако, если вера – иррациональна (нельзя доказать истинность того, что составляет силу личности), то надежда рациональна – она должна доказывать свою правоту фактами, расчетами, логикой, исследованиями, цифрами, аналогиями.
Всем известные Пятилетние планы СССР, Сводки Информбюро, Программы партий и кандидатов – это методы формирования надежды. Надежда обосновываются научными графиками, диаграммами, информацией о движении вперед, выполнении планов и т.д. Гигантские «машины для промывания мозгов» – средства массовой информации формируют, лепят надежды разных размеров, форм, конфигураций. Но при этом разрушают те надежды, которые не входят в планы реализуемой политики.
Политика негласно исходит из комментариев к надежде, которую дал Св. Ап. Павел в своем послании Римлянам (гл.8): «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в долготерпении».
С точки зрения современной политической психологии «долготерпение» – это очень трудный и долгий путь развития человека, становящегося индивидуальностью, которая своим самоосуществлением в целеобразовании и продуцируют надежду. Считается, что вера и надежда не остаются в одном состоянии: вера переходит в «видение», надежда в «обладание» – в этом их принципиальная разница. Надежда воплощается в материальные атрибуты жизни человека, за которыми стоит наука, политика, производство, экономика, культура. Надежда базируется на способности индивидуальности понимать ненормальности, несовершенства своего существования и находить способы спасения и совершенствования нетривиальными решениями. Поэтому обладание надеждой дается далеко не всем людям, а только именуемым в психологии «индивидуальностями».

Четвертым психологическим феноменом, формирующим переживание счастья, является
ТРУД – создание потребительной стоимости (самоосуществление субъекта). К. Маркс определял труд, как потребление рабочей силы. Естественно, что расходование рабочей силы влечет за собой т.н. трудные состояния: напряженность, утомление, монотонию, стресс, которых человек избегает по понятным причинам. Иллюзий относительно труда никогда не было, потому что с его точки зрения «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд во все время труда, необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом, как игрой физических и интеллектуальных сил». Никакого наслаждения.
Поэтому политика львиную часть своих сил тратит на то, чтобы объединить работника с предметом и средствами труда.
Еще Маркс писал: «Покупатель рабочей силы потребляет ее, заставляя работать ее продавца». Происходит это потому, что в большинстве случаев предмет труда (земля, уголь, скот и т.п.) так тяжел и грязен, что объективно непосилен для человека. Труд – это подвиг. Временами наблюдается массовое бегство работников от предмета труда, как это наблюдается сегодня в сельском хозяйстве. Но и средства труда так же в большинстве случаев отталкивают работника (здравоохранение), потому что требуют запредельного напряжения в работе, вызывая «выгорание», профессиональные болезни, инвалидность и т.п. Отбойный молоток в шахте, гусеничный трактор в холодном поле, напряжение на хирургических операциях разрушает здоровье, расход сил не оправдывает доходов.
Политики и экономисты-управленцы ищут все новые и новые методы, чтобы соединить новых работников со старым предметом и новыми средствами труда, – иначе жизнеобеспечение общества прекратится.
Тем не менее, именно труд является непременным условием счастья человека по двум причинам:
1. Только в процессе труда ребенок становится человеком. Тайна труда заключается в том, что все психические процессы, свойства и функции человека развиваются только в натуральном процессе расходования рабочей силы (не спорт, не игра!).
Свойства субъекта: мышление, воля, аффект, перцепция становятся человеческими только в процессе изнурительного упражнения ума, воли, мышц, которые нельзя прервать по своему желанию из-за утомления или монотонии.
Никакой суррогат труда (игра, спорт) не развивает высшие психические функции человека, которые являются главной целью цивилизации. Отсюда интеллектуальное, культурное и психологическое отставание спортсменов от сверстников- тружеников. Человек сам себя строит, преодолевая самого себя и свою природу.
Труд является обязательным условием счастья человека и по второй причине:
2. В процессе труда создается продукт (материальный, интеллектуальный, эстетический, этический), который имеет потребительскую стоимость. Потребительская стоимость (ПС) – это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность. ПС вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства.
Носитель ПС продукт труда является предметом передачи от одного человека к другому или группе людей. Никакого иного предназначения у результата труда человека нет – он всегда для других. В момент передачи результата своего труда человек испытывает переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением функций субъекта.
Масштаб переживания, конечно разный (космическая ракета или тонна молока), но итог одинаковый – переживание счастья. Люди, по каким-либо причинам отсеченные от труда, формируются, как люди неполноценные, которые никогда не испытают настоящего человеческого счастья.

Политика (не путать с политиканством. Политик использует все доступные ему ресурсы для повышения качества жизни выдвинувшего его народа, а политикан имеет целью своей общественной деятельности, повышение качества жизни исключительно себя и своего ближайшего окружения в ущерб остальному обществу) несет ответственность за то, чтобы процент несчастных людей в общей массе населения был возможно меньше. Иначе страна оказывается отброшенной на сотые места в мировых рейтингах, как это, к сожалению, произошло с Российской Федерацией в XXI веке
Будьте здоровы!
А.Редько

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments