doktorredko (doktorredko) wrote,
doktorredko
doktorredko

Category:

Немного о Ренуаре и Цорне.

Здравствуйте!

Случайно наткнулся на сайт http://gallerix.ru/; http://gallerix.ru/rr и полистал полузабытые работы импрессионистов, которыми увлекался в молодости.
Интересно, что не ко всем картинам отношение изменилось. Возраст наложил свою печать, в первую очередь, на наиболее чувственные работы авторов, связанные с обнаженным женским телом.
Свободно об этом говорю, потому, что признаков своего увядания не чувствую, но в отношении художника к натуре, выраженное в красках, стал видеть другие аспекты, ранее недоступные моему пониманию. В моих лекциях на тему Импрессионизма в Новоалтайском художественном училище, 40 лет назад, это явление мной вообще никак не рассматривалось. Может из-за моей юности и опасения, что мои слушатели, почти мои сверстники, могут меня неверно понять. А может, просто, стеснялся.
Хотя, не думаю, что и сегодня мной, в рассуждениях на эту тему, движет цинизм или что-то болезненное. Просто появилось желание поделиться своими наблюдениями и возникшими новыми мыслями о живописи.
Пересмотрев купальщиц О. Ренуара, которые уносили меня в юности в волшебный и, по-райски цветной мир, абсолютно недоступного для меня Парижа. Я тогда не мог и предположить, сколько раз мне доведется там побывать и даже несколько раз поучиться. Только ренуаровских купальщиц в Париже, увы, не было. Вернее, были, но в музеях...
А тогда, вначале 70-х, я их даже копировал по просьбе сокурсников, выслеживая выездные эрмитажные и пушкинские выставки по близлежащим сибирским городам.
Итак, что же я увидел сегодня такого, что мне было недоступно в молодости?
Я вдруг увидел, и для меня это стало полной неожиданностью, что художник, демонстрирующий свою женщину окружающим... НЕ ЛЮБИТ ее! Нет, конечно, без определенной влюбленности или, скажем, очарования, у него вообще не получилось бы шедевра. Но он нам не передает своей СОКРОВЕННОСТИ. Его женщины уже несколько отстранены от его индивидуальности, да и сами теряют индивидуальные признаки. Я, даже, не имею ввиду женщин Дега, который их не только раздевал для всех нас, но ПРЕПАРИРОВАЛ или, хуже того, выворачивал.
Я говорю о том же импрессионисте Ренуаре, женщины которого, вдруг, потеряли для меня свою индивидуальность. И даже те, которые имеют человеческие имена, этим именам, не вполне соответствуют.
Нет, Жанна Сомари или Анна, конечно, очень похожи на свои фотографии и, по законам "буржуазной" вкусовщины, все в порядке. Искусствоведы, а тем более художники спросят: "При чем тут похожесть?" Согласен, ни при чем. Но я сейчас говорю о другом. Меня поразило, что Ренуар НАМЕРЕННО убирал на своих картинах признаки индивидуальности натурщиц. Он их ОБОБЩАЛ, делал их знакомыми многим, отдавал на потребу. Он их не любил - вот что я почувствовал сегодня в этих розовых размашистых мазках автора.
Но с этой точки зрения, для меня совершенно неожиданно ярко и по-новому развернулся швед Андерс Цорн. Нет, я не знакомлюсь с художниками по интернету или альбомам Чегодаева. Цорна я видел и раньше. Но не понял.
Конечно, он не относится к школе "Батиньольского квартала", не был участником выставок салона Отверженных (может только в 1888, когда он был в Париже - не знаю, да и не важно), но влияние "впечатленистов" на него, несомненно, чувствуется. Особенно, того же Ренуара. Но, что его отличает?
ОН ЛЮБИТ СВОЮ КРЕСТЬЯНКУ МАЙЮ. Она индивидуальна, узнаваема. Но, нам категорически недоступна. Она стоит на берегу ЕГО озера http://gallerix.ru/pic/_EX/1245488033/233099365.jpeg; моется в ЕГО бане http://gallerix.ru/fullpic/e71aea8e9b6740d58d9ff2b818be21ed/; улыбается ему, Андерсу Цорну. Она его женщина. И Она им никому не отдана, не обобщена. Есть в этом что-то ЗДОРОВОЕ и радостное. И художник делится своей радостью с нами. Но не больше того. Цорн разрешает смотреть, но не подпускает близко. Это его суховатый, северный, шведский мир, в котором ему уютно и тепло без нас.
Наверное, именно этим он и победил во мне Ренуара.
Но не отменил.
Отменить импрессионистов уже нельзя...
Будьте здоровы!
А. Редько
Tags: Ренуар, Цорн, здоровое отношение к живописи, импрессионисты, купальщицы, обнаженная натура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments