doktorredko (doktorredko) wrote,
doktorredko
doktorredko

О фильме "Шал" Ермека Турсумова

Здравствуйте!

Мой друг и учитель рисования К.Г.Чумичев, возглавлявший в 70-х годах правление Алтайского отделения Союза художников СССР, рассказал мне однажды о своем учителе Д.Н.Кардовском такую историю.
В период обучения у профессора А.Ажбэ (Ашбе) в Мюнхене, в конце XIX века Дмитрий Николаевич посетил одного коллекционера живописи и рисунка. Этот "всемирный пройдоха", как его назвал будущий академик живописи, собирал работы художников со всего света в своем огромном старинном замке. Картины и рисунки стояли нескончаемыми вереницами в залах и комнатах коллекционера дожидаясь его придирчивого просмотра. Со многими работами он поступал довольно безжалостно, отправляя их в камин иногда вместе с рамой, а иногда раму сохранял бережно отставляя ее в сторону. Кардовский, дворянин и один из культурнейших людей своего времени быстро понял, что коллекционер не имеет элементарого образования и пользуется только чутьем коммерсанта и опытом собирателя картин. "Чем вы руководствуетесь отбирая работы?" - спросил Дмитрий Николаевич коллекционера. "Вложенным трудом" - пробурчал себе под нос увлеченный любитель живописи.
Кардовский попросил разрешения посмотреть еще не перебранные картины и, получив разрешение, очень быстро обнаружил в пачке рисунков не подписанный набросок Жана Огюста Доменика Энгра. Не подав вида и, не задержавшись ни на секунду на произведении одного из величайших рисовальщиков Европы, Дмитрий Николаевич решил приобрести рисунок перед его сожжением и терпеливо дожидался когда очередь дойдет до Энгра, теребя ус чтобы не рассмеяться.
Каково же было его удивление, когда коллекционер остановился на рисунке, бережно смахнул с него пыль кистью и осторожно уложил в отдельную бархатную папку. "Чья это работа?" - поитересовался 30-летний художник. "Не знаю!" - развел руками скупщик живописи. "Вот Вы сказали, маэстро, что ориентируетесь на вложенный труд. Но только что Вы сохранили почеркушку на которую автор потратил 2 секунды, а перед этим сожгли работу над которой художник трудился больше месяца! Как это понимать?" "Вы меня действительно не поняли, молодой человек" -ответил коллекционер, все еще находясь под впечатлением от рисунка Энгра.
"Я не говорил о труде ВЛОЖЕННОМ В КАРТИНУ. Я говорил о труде, вложенном до того, как он за нее взялся".

Эту историю я вспомнил, посмотрев фильм "Шал" Ермека Турсумова http://kinofree.tv/515-shal.html. Я не видел его работ раньше (мне этот фильм порекомендовал однокашник Анатолий Ушанев, спасибо ему), не увидел огромных финансовых или временных затрат на картину, не знаком с Казахским кинематографом и вообще не знаю такой школы (но теперь не берусь утверждать, что ее нет). Я увидел зрелую работу мастера, сумевшего триллер сделать притчей; достичь документальности, сохранив художественность; сумевшего избежать банальностей и пересказов; по-своему сказавшего о любви и верности, стойкости и мужестве, предательстве и вере. Именно из-за этого самобытного взгляда на сегодняшнюю действительность, на точную, немногословную характеристику людей, их жизненных принципов и мировоззрения, я отнес этот фильм к сегодняшним шедеврам, а его авторов к выдающимся художникам. И я не хочу говорить о мелких технических огрехах и шероховатостях в работе - для меня она безупречна.
А Ермека Турсумова я сразу запомнил как подготовленного мастера, духовно потрудившегося ДО ТОГО, КАК ОН ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТОТ ФИЛЬМ.
Будьте здоровы!
А.Редько
Tags: Ажбэ, Ермек Турсумов, Кардовский, Чумичев, Шал, Энгр, вложенный духовный труд, творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments